Вы здесь

Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них за второе полугодие 2017 года

Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной

регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них за второе полугодие 2017 года

(по результатам анализа отказов в государственной регистрации муниципальных актов)

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области  (далее – Управление) информирует, что в практике работы органов местного самоуправления Рязанской области при разработке и принятии уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований в целом прослеживается позитивная тенденция. Однако, современное законодательство в сфере местного самоуправления динамично меняется, а органы местного самоуправления не всегда вовремя успевают реагировать на стремительное изменение действующего законодательства, следствием чего являются факты несоответствия федеральному и региональному законодательству в документах, представляемых для государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Рязанской области.

Во втором полугодии 2017 года органами местно самоуправления допускались нарушения, что привело к отказам в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.

Во-первых, обращаем внимание непосредственно на оформление документов, так в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имеются нарушения требований юридической техники и терминологии; несоответствия данных на электронном носителе данным, представленным в бумажном виде (на электронном носителе записаны устаревшие версии файлов). На электронном носителе (СD-диске) содержится нечитаемый формат файлов, либо файлы на носителе отсутствуют.

Во-вторых, в нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы (часть документов) представлены в 2-х экземплярах или не в полном объеме. С 2017 года для регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований необходимо представлять решение о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в двух экземплярах, а остальные необходимые документы в одном экземпляре).

В-третьих, представленные документы зачастую не прошиты,  не пронумерованы,  не скреплены (в месте прошивки) печатью представительного органа муниципального образования и не заверены подписью председателя представительного органа.

Кроме того, в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований изменения и дополнения в статьи устава вносятся не в порядке возрастания номеров статей, а бессистемно (например,  сначала вносятся изменения в 50 статью, потом в 10 статью, в 5 статью, а затем снова в 50).

Вместе с тем, в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования имело место несоответствие нумерации его положений (абзацев, пунктов, частей, статей) положениям Устава муниципального образования.

Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований и уставах, представляемых для регистрации.

1. В нарушение требований, предусмотренных  частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) публикуется менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования).

2. В нарушение требований, предусмотренных частью 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования принимается большинством менее, чем в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

3. Устав муниципального образования, в редакции Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования относит к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития сельского поселения, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы сельского поселения, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако, согласно пункту 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, положения Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования противоречат пункту 6 части 1 статьи 17  Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

4. Устав муниципального образования, в редакции Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования устанавливает, что на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития сельского поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства  территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкция объектов капитального строительства, вопрос изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Однако, согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона
от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Таким образом, положения Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования противоречат пункту 3 части 3 статьи 28Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

Управление в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования.

Итоги анализа типичных нарушений позволяют сделать вывод, что основными причинами выявленных несоответствий федеральному законодательству при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются динамично меняющееся законодательство, отсутствие в муниципальном образовании информации по изменению федерального и регионального законодательства, недостаточный опыт и юридическая квалификация специалистов муниципальных образований (наличие большого числа технических ошибок, опечаток).

 

Обращаем Ваше внимание, что данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления (http://to62.minjust.ru/).

28 декабря 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).