Вы здесь

Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них за первое полугодие 2017 года

В сложившейся практике работы органов местного самоуправления Рязанской области при разработке и принятии уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований прослеживается позитивная тенденция. Однако современное законодательство в сфере местного самоуправления динамично меняется, а органы местного самоуправления не всегда вовремя успевают реагировать на эти стремительные изменения, следствием чего имеются факты несоответствий федеральному и региональному законодательству в уставных документах муниципальных образований Рязанской области.

В первом полугодии 2017 года определенные нарушения допускались, что привело к отказам в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов (далее - МПА), также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.

Во-первых, обращаем внимание непосредственно на оформление документов, так в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имеются нарушения требований юридической техники и терминологии; несоответствия данных на электронном носителе представленным в бумажном виде (на электронном носителе записаны устаревшие версии файлов). Запись электронного носителя (СD-диска) с текстами устава, МПА не доведена до логического конца (представлен пустой диск), представлен не полный перечень файлов, указанный в сопроводительном письме, нечитаемый формат файлов.

Во-вторых, зачастую документы (часть документов) представлены в 2-х экземплярах или не представлены совсем (в 2017 году необходимо было представлять при регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований в 2-х экземплярах, а остальные необходимые документы в 1-м экземпляре).

В-третьих, представленные документы зачастую не прошиты,  не пронумерованы,  не скреплены (в месте прошивки) печатью представительного органа муниципального образования и не заверены подписью председателя представительного органа.

Кроме того, в МПА о внесении изменений в устав изменения и дополнения в статьи устава вносятся не в порядке возрастания номеров статей, а бессистемно (например,  сначала вносятся изменения в 50 статью, потом в 10 статью, в 5 статью, а затем снова в 50).

Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в МПА и уставах, представляемых для регистрации.

 

1. Проект устава (МПА о внесении изменений в устав) публикуется менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава (МПА).

2. Пункт 2 части 14 статьи 24 Устава, в редакции решения Совета депутатов устанавливает, что депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе не вправе  заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований Рязанской области, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Однако, согласно пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.

Таким образом, пункт 2 части 14 статьи 24 Устава, в редакции решения Совета депутатов, противоречит пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

3. Абзац 2 части 4 статьи 23 Устава, в редакции решения Совета депутатов устанавливает, что на публичные слушания должны выноситься: проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Однако, согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от
06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений
и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами
.

Таким образом, абзац 2 части 4 статьи 23 Устава, в редакции решения Совета депутатов противоречит пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

Итоги анализа типичных нарушений позволяют сделать вывод, что основными причинами выявленных несоответствий федеральному законодательству при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются динамично меняющееся федеральное и региональное законодательство, отсутствие в муниципальном образовании информации по изменению федерального и регионального законодательства, недостаточная материально-техническая оснащенность (отсутствие правовых баз), невнимательность специалистов муниципальных образований (наличие большого числа технических ошибок, опечаток).

 

Обращаем Ваше внимание, что данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления (http://ru62@minjust.ru).

21 декабря 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).